Пятница, 3 мая, 2024

Как в Черкассах появились первые автобусы

С развитием технического прогресса, в начале 20 века, автобус постепенно стал дешевле лошади. К тому же, значительно сокращалось время, проведенное пассажирами в пути, а количество общественного транспорта в стране постоянно увеличивалось. В украинских городах того времени автобусы не были редкостью. В Киеве местная администрация приобрела первые десять автобусов в 1911 году, а в Черкассах этим видом транспорта горожане начали пользоваться чуть позже. Как это происходило? Скоро узнаете. Больше на cherkasy-future.com.ua.

Когда в Черкассах появились первые автобусы и как перевозчики боролись за «место под солнцем»

Автобусы в Черкассах появились в 1912 году, когда местная госпожа Вильмина Цендерович решила не отставать от столичных бизнесменов и приобрела за свой счет первые машины и два автобуса. Случилось это перед началом Первой мировой войны.

До этого черкащане передвигались по городу на дилижансах и омнибусах, запряженных лошадьми. В этих транспортных средствах могли разместиться от 5 до 14 пассажиров, места были трех классов. Первые два относились к элитным и располагались внутри салона, а третий размещался на крыше дилижанса. Пассажиры третьего класса летом уставали под палящим солнцем, а зимой страдали от ветра и лютых морозов. Эти неудобства компенсировались стоимостью билета, которая была вдвое дешевле по отношению к двум первым.

С появлением автобусов, жизнь черкащан заметно упростилась. А у владельцев конных дилижансов появился серьезный конкурент. Те предприниматели были очень недовольны, потому что начали терять выручку и им пришлось снизить цену на билет. Но ситуация не изменилась. Тогда они прибегли к более радикальным действиям. Начали писать жалобы в городскую управу, мотивируя тем, что люди и лошади пугаются грохота автобусов, даже заказывали каверзные статьи в местных газетах, да еще с карикатурами, в которых высмеивали, иногда ломавшееся в дороге, новое транспортное средство. Но эти действия не помогли предпринимателям удержать свой бизнес, автобусы постепенно вытеснили лошадей.

Как выглядели первые черкасские автобусы, сколько стоил билет и где проходил маршрут

Первые черкасские автобусы были больших размеров, их очень часто сравнивали с железнодорожными вагонами, набирали скорость до 20 км/ч, выглядели очень солидно. Каждый автобус имел свой номер и двигался, соблюдая правила дорожного движения. Нарушителей ждал штраф или арест.

В автобус, кроме шофера и кондуктора, помещалось 12 пассажиров.

Владелица автобусов, черкасская мещанка Вильмина Цендерович, собственноручно разработала первый автобусный маршрут: движение начиналось от железнодорожного вокзала на Смелянской, проходило через центр по Крещатику и имело конечную остановку в дачном поселке Сосновка.

В пути пассажиры с удовольствием любовались местными видами. Часть дороги пролегала мимо причудливого дубового леса, въезд в дачную Сосновку проходил через железнодорожный мост, раскинувшийся над гигантской крутосклонной долиной, а конечная остановка была на пристани, рядом с рекой Днепр.

Билет от железнодорожного вокзала до центра города имел стоимость 15 копеек, а из центра в Сосновку — 30 копеек. Если сравнить с ценами на конные экипажи, то проезд по этому маршруту стоил вдвое дороже, поэтому «конное такси» могли позволить себе только зажиточные черкащане. Цендерович это понимала и своей ценовой политикой сделала автобусы доступными для среднего класса. Имела неплохую прибыль. Автобусы в Черкассах создали настоящий бум среди местного населения.

Автобусные гаражи госпожи Цендерович и первые конкуренты

Автобусный бизнес Вильмины Цендерович развивался. Через год она приобрела еще один автобус и обратилась в Черкасскую городскую думу с просьбой предоставить в безвозмездное использование конюшни Первой пожарной части Черкасс, чтобы переоборудовать их в гаражи. Находились они в районе улицы Святотроицкой. В безвозмездном пользовании было отказано, местные власти предложили госпоже Цендерович соглашение, согласно которому предпринимательница будет платить в городскую казну ежегодно плату в сумме 20 рублей за каждый автобус. После недолгих дискуссий, сошлись на 15 рублях, тем более что у предпринимательницы появились конкуренты. Ими оказались местные состоятельные жители Черкасс, которые основали компанию под названием: «Топольный, Патырский и Завадский». Они приобрели один автобус, с целью подзаработать. Местные власти поручили предпринимателям установить четкое автобусное движение с почасовыми рейсами.

Основным заработком конкурентов госпожи Центерович стала сезонная перевозка дачников в Сосновку. Летом дачники из Сосновки с удовольствием посещали спектакли и концерты, которые проходили в черкасском театре Яровой. После завершения представлений, отдыхающих ожидал комфортабельный автобус компании «Топольный, Пастырский и Завадский» и конные экипажи, которыми тоже пользовались дачники.

Коварные нападения некоторых черкащан на автобусы

Несмотря на то, что большинство черкасского населения относилось положительно к новому транспорту в виде автобусов, находились и такие местные энтузиасты, которые всеми силами хотели сдержать развитие технического прогресса. Дело в том, что мотор тогдашнего автобуса выдавал достаточно громкие звуки, запахи от топлива были тоже не из лучших. Люди были необразованными, поэтому заморское чудо воспринимали слишком сомнительно и местами отрицательно.

В самом начале работы автобусов, в 1912 году, местные крестьяне совершили на них несколько нападений. Крестьяне окружали автобус, прокалывали вилами шины, требуя прекращения функционирования этого транспорта в принципе. Мотивируя тем, что их лошади пугаются автомобилей. Также, как сообщалось, были наезды на свиней и гусей, пасшихся на дороге. Водителям автобусов пришлось вызвать полицейских, разъяснивших крестьянам, как надо вести себя на дорогах, чтобы избежать аварий. После этих нападений представители Фемиды сопровождали автобусы в течение месяца, а если происходили казусы – терпеливо проводили разъяснительные работы. Со временем все успокоились, люди привыкли к нововведениям.

Состояние черкасских дорог в конце 19 – начале 20 века

В Черкассах большинство дорог долгое время находилось в заброшенном состоянии. Уездный город был достаточно большим, а благоустройство территорий практически не проводилось. Город почти не имел мостовых, как следствие – каждую весну и осень улицы города покрывались грязью. Это в настоящее время за дорогами следят соответствующие профессиональные организации, а сто лет назад состоянием дорог занимались местные крестьяне. Каким образом? Сейчас разберемся.

В те времена существовала дорожная трудовая повинность или, как ее называли в народе, – «шарварок». Каждое совершеннолетнее лицо должно было отработать в пользу государства несколько дней в году и заплатить дорожный сбор в размере 8% прямых налогов в кассу уезда. В 1886 году один человек должен был отработать шесть дней в году, а два года спустя повинность уменьшилась вдвое, это продолжалось до 1940 года.

Плохое состояние дорог обусловливалось тем, что в городе не существовало месторождений камней, которые использовались для укладывания мостовых. Черкасские власти закупали материалы для дорожного покрытия в Городище. Местный голова тех времен прилагал много усилий в поисках залежей камней, посещал окрестные деревни, но результатов это не дало.

В начале 20 века, брусчаткой избирательно уложили Крещатик и некоторые прилегающие к нему улицы. Соборная площадь была окончена осенью  1910 года, а затем покрыли камнем центральные улицы города – Суворовскую (сейчас Байды Вишневецкого) и Александровскую (бульвар Шевченко). Еще через несколько лет брусчатка появилась на улице Смелянской и простиралась до самого вокзала. Также дорога была проложена через Сосновку, до самой пристани Днепра.

Доподлинно неизвестно, чем закончились первые усилия предпринимателей по налаживанию в Черкассах стабильного автобусного сообщения. Плохие дороги, нехватка горючего и запчастей, начало Первой мировой войны оказали негативное влияние на дальнейшее развитие пассажирского транспорта в городе. Но, как мы все знаем, все проблемы когда-то заканчиваются, прогресс не стоит на месте, качественный и комфортный автобус есть и всегда будет неотъемлемой частью современного города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.