Пятница, 24 мая, 2024

Драматическая история главного женского монастыря Черкасской области

Черкащина является культурным и духовным центром нашего великого государства. Традиции, когда-то основанные нашими предками, сейчас играют немаловажное значение для черкащан. Особенно это касается религии. Подавляющее большинство жителей нашего края являются глубоко верующими людьми и заметить это несложно: достаточно просто посетить ближайшую церковь (народу там будет куча).

Однако некоторые черкащане и черкащанки принимают решение не просто верить, а посвятить собственную жизнь Богу. Сегодня мы поговорим о черкасском женском монастыре с культурной и исторической точек зрения. Больше на cherkasy-future.com.ua.

История возникновения Красногорского монастыря

Все началось очень давно: примерно 400 лет назад. Тогда на место, где находится Красногорский женский монастырь, прибыл константинопольский монах и начал строить собственное жилье. Его интересовала лишь безлюдная жизнь, чтобы полностью сконцентрироваться на служении Богу. Так, монах построил (но скорее выкопал) пещеру, где он и прожил определенный промежуток времени.

Однако как обычная и примитивная пещера была превращена в полноценный монастырь? Дело в том, что монах пришел на территорию, принадлежавшую известному черкасскому казаку Ивану Шебету-Слюжке. Тогда это место носило название «Красная гора» — так этот холм называли местные жители. Так вот, когда казак узнал, что на его землях поселился византийский монах, Иван Шебет решил выделить средства на построение целой церкви-монастыря. Такая замечательная новость очень быстро обошла окрестные села и их жители захотели присоединиться к строительству.

Через небольшой промежуток времени первый монастырь на Красной горе был возведен, туда переселилось немало черкащан-желающих отказаться от безбожного образа жизни. История Красногорского монастыря была начата.

«Мужской» период в истории монастыря

Как вы могли догадаться, Красногорский монастырь не всегда был предназначен для женщин. В начале своей истории в храме жили исключительно мужчины – они монастырь по сути и построили. Разберемся с происходящим на горе, пока там проживали представители сильного пола.

Первый храм, построенный на Красной горе, был почти полностью сделан из ивы. Получил название в честь великого православного святого Юрия (Георгия) Змееборца. Однако просуществовать долго монастырю не суждено – вскоре он был разрушен. Вместо свергнутой церкви на горе решили построить новую. Так, в 1680-х годах силами казаков и местных крестьян был построен Покровский храм, также выполненный из дерева, однако конструкция его была намного прочнее.

Следующим важным этапом в развитии пока мужского монастыря стало строительство в 1766 – 1770 годах нового – на этот раз каменного – храма. Это было культовое сооружение, ведь его творцом-архитектором был сам Иван Григорьевич-Барский. Если кто-то не знает, то это известный украинский архитектор, творивший в стиле позднего казацкого барокко. Он автор, например, культового фонтана «Самсон» в Киеве, Свято-Покровской Подольской церкви и многих других исторических сооружений.

Этот храм был назван Спасо-Преображенским собором, а возведен средствами Святого Софрония Иркутского (на самом деле родился он на территории современной Киевской области, а в Иркутске он был похоронен). Этот собор сумел простоять целый век. Красногорский монастырь оставался домом для мужчин до конца 18 века.

Как Красногорский монастырь стал женским

В конце 18 века правительство российской империи пыталось избавиться от влияния религии в государстве. Проводилась политика секуляризации, когда церковные центры подавлялись и заменялись светскими учреждениями (например, школы или культурные центры). В далеком 1787 году этот процесс затронул и наш с вами монастырь. Указом царской власти Красногорский монастырь был расформирован и практически перестал существовать.

Однако уже через несколько лет – в 1789-м – на месте расформированного собора был создан Киевский Иоанно-Богословский женский монастырь. Принято считать, что именно с этого момента монастырь официально теряет статус «мужского» и переходит в хрупкие руки женщин.

Следующее весомое изменение на Красной горе произошло в 1860 году. Тогда на смену Спасо-Преображенскому собору пришел Покровский храм, сохранившийся и до настоящего времени. Собственно, уже более 160 лет главным помещением Красногорского монастыря именно Покровский храм.

Кто руководил монастырем во время его «женского» периода?

Теперь поговорим о тех, кто руководил монастырем во время его истории. Перечислять всех настоятельниц монастырю смысла мы не видим, поэтому остановимся лишь на некоторых наиболее важных фигурах. Так, первой «главой» Красногорского монастыря стала игуменья Макрина (1789 — 1795). А вот наибольшего взлета монастырь достиг аж через 100 лет – за управление игумении Нонны. Ее знают и помнят даже сейчас. Наверное, величайшим достижением настоятельницы стало то, что Красногорский монастырь как никогда быстро расширялся. Число монахинь в храме достигло фантастических 770 человек – больше уже не было никогда.

Последняя руководительница монастыря, о которой хочется упомянуть – игуменья Леонилла. Именно она продолжила дело Нонны и управляла Красногорским монастырем вплоть до его закрытия. Причиной упадка монастыря является, что очевидно, советская власть, проводившая политику искоренения религии из жизни граждан.

Советский период в истории монастыря

В 1923 году на территорию монастыря прибыли советские «революционеры» и полностью его разворовали. Сам Красногорский монастырь был закрыт, а на улице осталось более 650 монахинь, которых просто выгнали из их дома. Вместо монастыря там разместилась больница-интернат для людей с инвалидностью, которых после Первой мировой войны было немало. Удивительно, помещения храма уцелели и перешли в собственность Черкасского городского музея.

В таких условиях монастырь просуществовал до Второй мировой войны. Тогда – в конце 1941 года – на Красной горе проживало около 150 монахинь, выживающих за счет тяжелого труда. Они проделывали тяжелую работу в ближайших селах и тем зарабатывали себе на хлеб. К счастью, этот страшный период таки прошел.

Курс русского союза на ликвидацию всего церковного в государстве оставался постоянным и в 1960-х. Тогда охота на церковь набрала значительные обороты. Большое количество украинских монастырей закрывали, а монахиням было просто некуда деваться. Для многих из них пристанищем на последующие годы стал именно Красногорский монастырь. Парадоксально, однако советские власти решили не закрывать этот монастырь, хотя там проживало более сотни послушниц.

Однако подлинную реинкарнацию монастырь пережил только во время правления Горбачева, когда в СССР началась перестройка. В тот момент в Красногорском монастыре проживало более сотни монахинь. Таким их количество остается и по сей день.

В период независимой Украины Красногорскому монастырю были возвращены все земли, принадлежавшие обителю до 1923 года. Храм является настоящим центром монашеской жизни Черкасской области!

Надеемся, статья оказалась для вас полезной и вы расскажете о ней друзьям! Любой вклад в развитие черкасской журналистики будет весомым для нас!

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.