Понедельник, 24 июня, 2024

Взлеты и падение черкасского аэропорта

Когда была образована Черкасская область, ее главный город – Черкассы – начал стремительно развиваться во многих отраслях. Начало появляться больше жилых площадей, первый почтамт, кино- и обычные театры, предприятия и многое другое. Однако не хватало нашему городу одного элемента, которым могли похвастаться другие города Украины, что имели значение административного центра области – аэропорта. Больше на cherkasy-future.com.ua.

В какой-то момент об этом наконец-то задумались красные партийцы и выделили средства на строительство Черкасского аэропорта. Однако, как вы знаете, работал он недолго – и на это были свои причины.

Сегодня попробуем разобраться что случилось с Черкасским аэропортом и возможно ли восстановить наше потерянное наследие?

Куда приземлялись черкасские самолеты до открытия аэропорта?

Зайдем издалека. А именно – с момента поднятия в воздух первого самолета в границах Черкасской области. Таким аппаратом стал самодельный самолет братьев Касяненко (их было четверо), коснувшийся крыльями неба в 1910 году. Это был научный прорыв как для Черкасской, так и для всей Украины. Первый полет самолета был неоднозначным: с одной стороны, он легко сумел подняться, а с другой – довольно тяжело приземлился (возможно, из-за отсутствия аэропорта!!). Его так и не смогли отремонтировать.

Как бы то ни было, первый самолет еще не означает появления взлетной полосы. О такой не задумывались в течение следующих 44 лет! Лишь в 1954 году, когда была образована Черкасская область и к нам начали летать киевские самолеты, возник вопрос о постройке первого в городе аэропорта. Однако до этого было еще далеко. Через 3 года – в 1957 году – под взлетную полосу выдали… поле. Поставили несколько помещений для пассажиров и персонала, и все – готовый аэропорт!

Прежде всего, потребность в аэродроме возникла из-за того, что с помощью самолетов начали обрабатывать поля, возить почту, а также как можно скорее оказывать первую медицинскую помощь в условиях, когда наземный транспорт этого сделать не мог. Сначала о пассажирских перевозках даже и не думали, однако через определенный период решились на это. Количество рейсов на тот момент было невелико: Умань, Киев и Жашков. Дальше некуда было летать – это было невозможно. Пассажиров обслуживали самолеты марок Ан-2 и более быстрой Ан-12 – по сути, это были обычные кукурузники, но тогда никто особо не жаловался.

Таким образом, ситуация развивалась вплоть до середины 1960-х годов, когда, наконец, советской власти стало понятно, что Черкассы нуждаются в полноценном аэропорте.

Учреждение Черкасского аэропорта и его дальнейшее развитие

Как вы уже поняли, в середине 60-х в Черкассах построили взлетную полосу, поставили дорогостоящее электронное обеспечение, добавили радиокоммуникации, помещения для персонала, а также, очевидно, первый в городе аэровокзал. Казалось, теперь Черкассы стали по-настоящему центральным (а не провинциальным) городом.

Отдельным важным событием стало открытие в мае 1966 прямого сообщения между Черкассами и Москвой. Интересно, что как тогда, так и сейчас билет на самолет стоил довольно много. По историческим источникам в те годы билет стоил около 18 рублей, несмотря на то, что среднестатистическая заработная плата в Советском Союзе (для пролетариев) составляла около 80 рублей. Этого хватало всего на 4 перелета, однако с сегодняшними зарплатами нам бы и на 3 не хватило… В любом случае речь не об этом.

Следующие лет 20 аэропорт переживал небольшие модернизации, постепенно увеличивалось количество регулярных пассажирских рейсов. Так, в 1960-х годах, на территории аэропорта были построены новые взлетно-посадочные полосы, было завезено новейшее навигационное оборудование, а также в собственность аэропорта регулярно переходили разные модели пассажирских самолетов.

Лучший период в истории аэропорта: 1970-1991 годы

В начале 1970-х годов Черкасский аэропорт почти ничем не отличался от аналогичных воздушных портов РСФСР. Каждый год Черкассы получали все больше соединений с другими городами как Украины, так и Советского Союза. Например, появились рейсы в Одессу, Харьков, российский Краснодар, а также все чаще начали ходить, но скорее летать, рейсы во Львов, Донецк и Ленинград. В частности, внедрились дополнительные рейсы из Черкасс в Минск, Кишинев, Чернигов, Запорожье и Сумы. Все это позволило украинцам (а больше всего это влияло на жизнь именно черкащан) как можно скорее путешествовать по Украине и по всему миру. Кстати, к тому моменту аэропорт уже успел получить статус международного.

В середине 1979-го в Черкасский аэропорт привезли несколько самолетов «L-410», которые производились в Чехословакии. Благодаря этому увеличилась частота пассажирских перевозок из Черкасс в Днепр и Гомель. Несмотря на то, что это были аппараты всего на 19 мест, людей они перевезли немало. Именно «элки» стали одними из самых популярных самолетов нашего аэропорта в восьмидесятых.

Настоящий расцвет в истории Черкасского аэропорта произошел в 1980-х годах. Тогда – в феврале 1986 года – было открыто новое помещение аэровокзала. Традиционно делали все очень быстро, ведь пытались успеть к дате 27 съезда Компартии РС. Однако на качестве здания это никак не отразилось. Было просторно и помпезно – чего еще желать одному из главных аэропортов Украины?

К моменту открытия нового аэровокзала Черкасский аэропорт обслуживал более 90 рейсов в сутки, что было невиданным ранее показателем. Невиданным этот показатель стал и в будущем.

Упадок Черкасского аэропорта: что с этим делать?

После развала Советского Союза у Украины было много проблем. До Черкасского аэропорта руки, мягко говоря, не доходили. Промышленность и сельское производство приходили в упадок, аэропорт никто не хотел обслуживать: ни государство, ни частные лица. Люди, работавшие в Черкасском аэропорту, были уволены, как и большинство из тогдашних рабочих.

В 1992 году аэропорт не является международным и в дальнейшем, с каждым следующим годом, принимал все меньше рейсов. Фактически, самолеты перестали прибывать в Черкассы в 1997 году, однако официально аэропорт был закрыт только в 2001 году. Причина — банкротство.

Далее происходил (собственно, как и прежде) сплошной демонтаж. Все дорогое просто разворовывалось, самолеты списывались и с каждым годом аэропорт становился все меньше и меньше похож на самого себя. Когда воровать было уже нечего, появилась «гениальная» идея – возродить наш аэропорт. Идея сама по себе может и неплохая, но почему бы этого не сделать раньше, прежде чем все разворовали?

Как бы то ни было, процесс возрождения был запущен – во всех смыслах этого слова. Куча слов о сотрудничестве с зарубежными партнерами, разговоры о сертификатах (разрешение на полеты) и капитальный ремонт аэропорта – все это обсуждается уже более двадцати лет. По сути, реализовались лишь сертификаты, что позволило быть «запасным» аэропортом Борисполя. На большее нам разрешения пока не дают.

Такова была история единственного Черкасского аэропорта, который когда-то мог стать одним из самых мощных аэропортов Украины, а стал плацдармом для хищения государственного имущества.

Надеемся, статья оказалась для вас полезной и вы расскажете о ней друзьям! Каждый вклад в развитие черкасской журналистики будет весомым для нас!

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.