Среда, 1 мая, 2024

История строительства железной дороги в Черкасской области в 19 веке

Строительство железной дороги в Черкасской области возникло в связи с необходимостью транспортного сообщения между регионами для обеспечения потребностей общественного производства, что в дальнейшем дало толчок к индустриальному развитию всех хозяйственных отраслей нашей страны. Больше на cherkasy-future.com.ua.

Начало строительства железной дороги в Черкасской области

В начале 19 века Украина считалась промышленно отсталой страной. В 1876 году, через 11 лет после отмены крепостного права, в Черкасской области началось невиданное строительство железной дороги для нужд населения. На строительные работы власти направили несколько сотен солдат, штрафников и обычных крестьян. Рабочие начали создавать насыпь, стелить на нее деревянные бревна и прокладывать по ним железные рельсы. По Черкасским селам пошли слухи, что вскоре Турция пойдет войной на Украину, поэтому нужно очень быстро соорудить оборонительные валы.

Дети пересказывали друг другу сказания о Змеиных валах, которые были созданы сто лет назад для защиты местных жителей от огненного змея, нападавшего с юга, который сеял хаос на наших землях и похищал самых красивых девушек, а в ближайшее время намерен все повторить. На самом деле, в Черкасской области стартовало большое строительство, посвященное железной дороге.

Процесс строительства железной дороги в Черкасской области

Строительство железной дороги в Черкасской области проходило без использования каких-либо приборов. Рабочий день начинался в семь утра и заканчивался в восемь часов вечера. Трудовой процесс отрицательно влиял на здоровье рабочих. Большая численность людей, нарушение правил безопасности, тяжелый труд под палящим солнцем летом и в морозные зимние дни, несбалансированное мизерное питание, а для солдат еще и обязательная подготовка, вызывали травматические ситуации, болезни, а иногда и смерти.

Железнодорожные пути довольно часто прокладывались по частным владениям, что очень не нравилось местным богачам, привыкшим вести размеренную жизнь провинциальных аграриев, они были далеки от каких-либо радикальных изменений и преобразований. Черкасские помещики не были готовы отказаться от собственных земельных участков под строительство железных дорог в пользу государства, даже за деньги. Поэтому они постоянно подговаривали местных крестьян на мятежи против строительства железной дороги. В конце 19 века действующая власть намеревалась проложить железную дорогу Золотоноша-Переяслав-Киев, но это ей так и не удалось сделать, даже несмотря на присланные войска.

До 1872 года железные дороги строились исключительно на средства государства, находились в его собственности, а начиная с 1873 года – продавались в частную собственность. Со временем царское правительство приняло решение выкупить у частников железную дорогу, придав ей стратегический статус, осознав ее влияние на политическое и экономическое развитие. Поэтому в марте 1875 года, все железные дороги Черкасской области перешли в собственность государства.

Строительство железных дорог в Черкасской области способствовало развитию мостостроения. Мостовые постройки из дерева, которые использовались для железной дороги, были достаточно монолитными и устойчивыми, очень хорошо выдерживали мощные нагрузки.

Где проходили железнодорожные пути и как выглядела первая железнодорожная станция в Черкассах

Первую железнодорожную станцию под названием «Черкассы» построили в 1878 году. Относилась она к пассажирской и грузовой линейной железнодорожной станции Одесской железной дороги. Соединила город Черкассы с железнодорожной веткой Киев-Одесса, что положительно повлияло на экономическое развитие всей области.

Первая черкасская железнодорожная станция выглядела не очень привлекательно. Это был обычный деревянный барак, в котором были размещены скамьи для ожидания в количестве двадцати мест, буржуйка. Также на вокзале стоял огромный самовар, продавались баранки, ожидающие могли выпить чашку чая или перекусить. В то время это считалось пиком комфортности.

В конце 19 века железнодорожный путь пролегал через весь город Черкассы, проходя через улицы Надпольную, Кривалиевскую, бульвар Шевченко и продолжался дальше по современной улице Припортовой, вплоть до пристани на Днепре.

Последняя остановка железнодорожной станции называлась «Черкассы-пристань», от которой колея ответвлялась к местному сахарному заводу Бобринского. Черкасская речная пристань считалась основным перевалочным пунктом для различных грузов с речного транспорта на железнодорожный и наоборот. Это оказывало положительное влияние на торговлю и развитие лесоперерабатывающей, сахарной отрасли. Возникла возможность быстро переправлять в больших объемах грузы в соседние области и даже за границу.

Ускоренное развитие получила табачная, мукомольная промышленность. Число черкасских предприятий с началом функционирования железной дороги на протяжении десяти лет увеличилось почти вдвое.

В 1913 году был построен железнодорожный мост и проложена железнодорожная ветка в Золотоношу. Станция называлась «Золотоноша», позже проложили железнодорожные пути к курорту Сосновка, который располагался в лесу. На территории современной Областной больницы построили железнодорожную платформу, которую соединили с железнодорожным вокзалом, пристанью на Днепре, станциями «Заводская» и «Змагайловка». Городские поезда, курсирующие по этим маршрутам, выполняли роль общественного транспорта.

Роль сахарозаводчика Владимира Бобринского в строительстве железных дорог в Черкасской области

Известный черкащанин, сахарозаводчик и меценат Владимир Александрович Бобринский много сил посвятил развитию сахарной промышленности в Черкасской области. В те времена Владимир Бобринский занимал должность министра путей сообщения царской России, занимался разработкой государственных программ по строительству железных дорог. Благодаря его усилиям был разработан и утвержден проект по строительству железных дорог, который пролегал на его частных землях. Железнодорожные пути прокладывались рядом с его сахарными заводами, а железнодорожные развилки выходили к речной пристани на Днепре. Таким образом, была построена станция, которая была названа в его честь – «Бобринская» и станция «Смела». Так началось движение товарных и пассажирских поездов.

Со строительством железных дорог в Черкасской области началось резкое развитие местной промышленности.

Заработали железнодорожные мастерские в Смеле, а через некоторое время станция «Бобринская» трансформировалась в крупнейший транспортный узел с машиностроительными мастерскими.

Вторым по значимости железнодорожным узлом Черкасской области стала станция «Фастов», где в 1877 году стараниями известного архитектора Валериана Каликовского был возведен огромный кирпичный железнодорожный вокзал с монументальными платформами, которые имели металлические навесы. Через несколько лет по его проекту на станции было построено первое паровозное депо.

В 1978 году рядом с Каменки была проложена железнодорожная  ветка и сооружена станция. Таким образом, этот небольшой провинциальный городок стал центром по продаже хлеба, молочной продукции, мяса, сахара, скота и строительных материалов, таких как: глина, песок, гравий, камень, древесина.

Благодаря функционированию железной дороги, появилась возможность перевозить тяжелые грузы. Это повлияло на строительство в 1881 году чугунолитейного завода. А новые железнодорожные пути Вапнярка-Христиновка (1888), Казатин-Умань (1891), Христиновка-Шпола (1892) с железнодорожным узлом в Христиновке дали толчок к открытию в этом городке крупнейшего хлебного рынка.

С 1893 года заработала линия Христиновка – Цветково, проложенная рядом с городом Тальное. С этого момента тальновская пшеница реализовывалась на продажу в Одессу, Николаев, а затем и в Европу. В 1894 году железная дорога соединила город Умань с Киевом, а через год с Одессой, что благотворно сказалось на экономическом развитии Черкасской области.

Строительство железной дороги в Черкасской области в 19 веке совершило промышленный прорыв в транспортной отрасли не только в нашем регионе, но и в стране в целом, поспособствовало ускоренному экономическому развитию и общему культурному обновлению общества.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.