Четверг, 28 марта, 2024

 Как электрифицировали Черкассы: начинали с керосинок, а дошли до ГЭС

В наши дни сложно представить жизнь без электроэнергии дома. Это кажется чем-то таким, будто было с нами всю жизнь. И одна мысль о том, что когда-то было не так сразу вызывает массу вопросов. Ибо действительно, еще сотню лет назад люди могли жить без электроэнергии вообще, а теперь это технологическое достижение воспринимается как должное. Более подробно об этом в нашем материале на сайте cherkasy-future.

От керосинки до электроники

Электрификация города Черкассы началась ориентировочно 109 лет назад. Тогда еще не было никакой Черкасской области, была окраина Киевской губернии, а на дворе еще стоял царизм. Электрификация города стала поворотной точкой в истории, потому что существенно изменила внешний учет города. Только представьте как выглядели первые фонарные столбы, освещавшие собой полную тьму!

Но прежде чем город электрифицировался, началось все с так называемых публичных керосинок. Собственно, именно они были первыми фонарями города. Правда, когда они в Черкассах появились, впервые не вспомнит уже никто, и документально это событие никак не было отмечено. Однако известно хотя бы о настенных, висевших на важнейших зданиях города. Это было в 1880-х годах. Фонари были газовые, одинаковой формы и даже крепились на одинаковой высоте.

Но век керосинок не был длинными. Были даже фонари угольные, но не долго, потому что в эксплуатации они были невероятно неудобны. Да и светили, мягко говоря, не очень ясно. Поэтому достаточно быстро на смену им пришла электроэнергия. И, представьте, в то время счета за электроэнергию платили зажиточные жители города. Другие же были освобождены от этого бремени. То есть освещение города обеспечивалось средствами богачей.

В 1913 г. в Черкассах появилась первая в истории города электростанция. Если быть точным, то именно в марте. Она снабжала электроэнергией промышленные предприятия и определенное количество жилых домов. На электростанции было смонтировано два агрегата из дизельных моторов, мощностью до 108 кВт под напряжением 220 В. И оставлено место для установки еще одного агрегата. Полностью настроили сеть проводов. И в итоге для освещения улиц города было установлено 7 электрических цепей дуговых фонарей по 11 в каждом круге. Такой фонарь светил как 1240 свечей Гефнера! Спустя еще год появилась дизельная электростанция в Умани.

Но нельзя сказать, что электрификация происходила безумными темпами. В 1916 году было электрифицировано всего 700 абонентов. За один кВт/ч состоятельным мещанам уплачивалась плата в 30 копеек, а железнодорожные станции и казармы платили на 5 копеек меньше. Дешевле всего платили водопровод и электроконтора – всего по 10 копеек. Пользование электросчетчиком тоже стоило средств и обходилось в 9 рублей в год. А чтобы присоединиться к сети нужно было заплатить 35 рублей! Что очень дорого, потому что, например, кило говядины было примерно 22 копейки, а новые ботинки в районе 4-5 рублей. При среднемесячной зарплате квалифицированного работника в размере 60–70 рублей в месяц.

Позже количество электрифицированных построек значительно возросло. Следующая часть процесса электрификации города пришлась уже к началу 20-х годов, советской властью был принят план ГОЭЛРО, согласно которому предполагалось электрифицировать 1/6 часть сухопутной территории. Чтобы реализовать такое амбициозное задание, пришлось строить электростанцию в Шполе, а затем и Буцкой ГЭС (в районе села Буки Маньковского района). В ноябре 1929 года она была отдана в эксплуатацию и давала постоянное напряжение величиной 586 кВт. В 1934 году был сделан еще один весомый шаг по электрификации региона – запустили Корсунскую ГЭС.

Послевоенный бум

Первая половина 40-х годов ХХ века была утеряна в войне. Немцы, отступая, нанесли довольно существенный удар по электрической инфраструктуре региона, разрушив электростанцию. Уже в марте 1944 г. электроснабжение было возобновлено с помощью дизель-электростанции. Работа Уманской и Корсунской электростанций была возобновлена еще позже – в 1945 – 1947 годах.

В 50-е годы начался уже новый виток развития электрификации Черкасской области: были построены Дибенская ГЭС, Стеблевская ГЭС, Лоташевская ГЭС, Лисятинская ГЭС, Кривоколлинская ГЭС, Бабанская ГЭС, Каменнобродская ГЭС, Чаплинская ГЭС, Дубовская ГЭС, Корж-Кутская ГЭС, Райгородская ГЭС, Семеновская ГЭС, Будищанская ГЭС, Юрпольская ГЭС, Гордашевская ГЭС, Островецкая ГЭС. А в 1974 году заработал еще и последний агрегат Каневской ГЭС.

Правда, в том, что большинство ГЭС впоследствии перестали работать. Часть из них была восстановлена в 2000-х годах. Но далеко не в полном объеме. Из-за чего имеем достаточно немалую стоимость электроэнергии. Поэтому, как вариант бизнес-инвестиций будущего, восстановление ГЭС – интересная и перспективная идея.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.