Четверг, 23 сентября, 2021

Подборка нестандартных архитектурных решений Черкащины

В советские времена Черкащина стала платформой для экспериментов. Именно в этой области архитекторы не побоялись воплотить самые смелые замыслы в жизнь. Именно такой подборкой поделился черкасский краевед Борис Юхно. Детали расскажет Черкассы Будущего.

Театр

Автор проекта — Борис Кучер. Здание занимало первенство в новаторских решениях, ни о каком великолепие, или помпезности не было и речи. Театр выделялся смонтированной, максимально подвижной сценой. Это первая новация на территории УССР. Благодаря системе автоматического управления, пользователи могли перемещать до 14 тонн. Впервые в театре использовали:

  • осветительные устройства, предусмотренные для визуально выделения мельчайших деталей реквизитов;
  • комплексную установку стереофонического звучания.

Стоит напомнить, 1 сентября 1965 года черкасский театр открыли. Он сразу получил первенство по критериям технического оснащения.

Головноштамп

Это продуманное и достаточно функциональное здание. Проект оказался настолько успешным, что аналогичные центры впоследствии построили еще в 6 городах. Отличительной характеристикой стал лишь декор на боковых стенах зданий.

Головноштап отличается простотой и лаконичностью, у главного входа расположены железобетонные колонны.

Первый этаж. Размещались залы почты и телеграфа, междугородной телефонной связи, посылочный зал.

В основных помещениях чувствовался художественный вкус. Такие художники, как Ю. Лигерда, В.Широкова, А. Студеные украсили своими работами залы. Республиканская пресса в те времена весьма одобрительно отреагировала на появление экспериментального здания в самом центре Черкасс.

Здание впоследствии претерпело определенные изменения:

  • появился затемненный витраж в стиле хай-тек вместо стеклоблоков;
  • вместо стрелочных часов появились электронные часы вместе с термометром;
  • в 2013 году на фасаде разместили карту Черкасской области.

Железнодорожный и автовокзал

Это своего рода транспортный тандем, в котором объединили в один узел железнодорожный и автовокзал. Впервые на территории Советского Союза на такой эксперимент пошли именно в Черкассах. Логичный вопрос, что это дало городу.

  1. Удобство для транзитных пассажиров.
  2. Создание выразительного архитектурного комплекса.
  3. Компактность транспортного объединения.

Если оценивать стиль архитектурных форм, то они достаточно просты и современные. Это большие плоскости стекла, интересное оформление интерьеров, использование для этих целей дерева, керамики, синтетических материалов, крытых террас на перронах.

Комплекс открыли 5 ноября 1963 года.

Ресторан «Славутич»

В марте 1969 года в городе открыли бар-ресторан, который произвел настоящий фурор. Создали проект специалисты Черкасского отделения института Укоопсоюза «Укоопроект».

В Черкассах его относили к заведениям — шедеврам среди заведений общественного питания. В те времена в Украине не было ни единого заведения, которое могло бы сравниться с ним.

Ресторан «Славутич» удостоился чести быть изображенным в фотоальбоме городских прелестей.

Заведение выглядело необычно для того времени. На поверхности горожане и гости Черкасс видели только стеклянный тамбур. Заходя внутрь, посетители спускались по лестнице на первый этаж. Открывался вид на полукруглый балкон — коктейль-холл. С этого места открывался вид на весь зал и его гостей.

Спускаясь еще немного ниже, посетитель попадал в фойе из серого гранита, далее — в зал с панорамой окрестности. Интересно выглядели следующие банкетные залы, стилизованные под украинские комнаты.

Незаметным ходом посетители попадали в паб, где царил полумрак, и мерцали фонарики. Атмосфера была соответствующая. Заведение любили жители Черкасс, он стал «визитной карточкой» города.

Ресторан сейчас находится в запущенном состоянии.

«Базар под крышей»

Горожане знали заведение, как «колхозную крышку». Заведение напоминало больше Дворец спорта, чем рынок. Команда Чмутиной создала проект в 1963 году. Это было сооружение цилиндрической формы из железобетона и стекла. Диаметр здания — 51 метр, высота — 9,5 метров, а объем достигал 16 000 кубометров.

«Базар под крышей» был самым современным по конструктивным элементам. Крытый рынок рассчитан на 340 торговых мест, эксплуатационный ресурс достигал 40 лет. При этом к каждому торговому месту была подведена холодная и горячая вода, а на втором этаже посетители, или работники могли посетить кафетерий.

Это прогрессивное заведение, нетипичное для тех времен место торговли. Например, в подвальных помещениях находились холодильные установки, были камеры хранения.

Проект крытого рынка предложила Алла Анищенко — киевский архитектор полтавского происхождения. Именно она настояла на том, чтобы сделать рынок мясо-молочной продукции в форме круга. Преимущества такого решения:

  • благодаря форме круга, выигрывается площадь для каждого торгового места;
  • без потери качества подобные сооружения стоят меньше.

Предпосылкой создания такого рынка была попытка создать комфортные условия для работы и хранения продукции.

Гостиница «Турист»

Она располагалась в Юбилейном парке. Молодежь уже не помнит заведение, ведь более 20 лет его уже нет. Это было необычное, нетипичное здание — сборный железобетонный каркас. Пятиэтажный отель мог вместить до 350 человек, был универсальным и удобным. Гости города могли остановиться в одно-, двух-, трехместных номерах, или же выбрать секции типа общежития (на 23 места). Интересно, что посетители могли поселиться в номерах класса «люкс», а двухместные номера можно было объединить.

Стоит немного остановиться на описании номеров того времени. Посетители чувствовали себя максимально комфортно и удобно, ведь номер был укомплектован мебелью, душевой кабинкой и санузлом, телефоном. В отеле находился ресторан, который мог вместить до 100 человек.

Часто в черкасской гостинице «Турист» приезжали зарубежные группы. Интересно, что поляков, восточных немцев и чехословаков настолько поразил украинский проект отеля, что они решили его скопировать и реализовать у себя на родине (1970-е годы).

Гостиничный комплекс «Турист» открыли 1 ноября 1970 года благодаря усилиям группы архитекторов Киевского зонального института экспериментального проектирования.

Черкассы являются городом, действительно богатым сооружениями исторического и культурного значения.

Latest Posts