Воскресенье, 28 апреля, 2024

История моста и дамбы как единого транспортного комплекса Черкащины

Черкасская дамба – транспортная инфраструктура, которая служит для переправы по Кременчугскому водохранилищу реки Днепр между Черкассами на правом берегу и селом Благодатное – на левом. Транспортный комплекс представляет собой металлический мост и бетонно-земляную дамбу. Дамба считается одной из самых больших в Украине.

Черкасский металлический мост через Днепр – один из самых больших в Черкасской области. Длина его почти полтора километра, а ширина достигает 8 метров. Мост имеет судоходные пролеты – третий и четвёртый. Ширина пролета составляет 120 метров, а высота – 13 метров. Глубина реки под мостом – 16 м при максимальной глубине Днепра – 30 м. 

Мост не используется пешеходами или велосипедистами, служит исключительно автомобилистов и круглосуточно охраняется. Больше на cherkasy-future.com.ua.

Как в древности черкащане переправлялись через Днепр

В 18-19 веке добраться до противоположного берега Днепра черкащанам возможно было на пароме, курсирующем с одного берега на другой каждый день. Побережье Днепра в древности было вязким, илистым, с большим количеством болот и озер. Каждую весну река выходила из берегов и заливала все подолье, создавая то «черкасское море», которое мы видим и сейчас. Иногда случалось, что вода стояла долгое время под днепровскими склонами, заливая Мытницу и Замковый спуск.

Противоположный берег заканчивался у золотоношского холма при въезде в Черкассы. Каждую весну Днепр менял свои берега, перемещая пляжи и острова. Паромная переправа через реку расположена рядом с селами Сокирное и Магайловка. Создана настоятелем Мотронинского монастыря Мельхиседеком Яворским в 18 веке. Поэтому в Черкассы крестьяне добирались паромами. В основном люди ездили на рынок торговать, поэтому очередь на паром занимали с ночи, желающих посетить рынок было очень много. Некоторые деревни находились вдали от паромной переправы, поэтому крестьянам приходилось добираться туда на лошадях. Например, жители Куцовки должны были первыми сесть на паром, чтобы успеть вовремя добраться домой.

В 1913 году рядом с переправой был проложен деревянный мост, соединивший два берега Днепра. Этот мост простоял в Черкассах до взятия города немцами в 1941 году. Затем снова была паромная переправа, а через некоторое время был построен железнодорожный мост с насыпью.

Идея создания нового черкасского моста и дамбы

После образования Черкасской области в 1954 году началось стремительное развитие многих сфер жизни. Для решения энергетических вопросов была построена Кременчугская ГЭС, впоследствии было создано Кременчугское водохранилище. С его появлением стало понятно, что уровень реки Днепр поднимется до 5 метров, поэтому деревянный мост нужно поднять на такую же высоту. Надо было быстро что-то менять, чтобы не получить необратимых последствий вследствии затопления моста.

Местные власти приняли решение возвести нечто величественное и монолитное. Так родился замысел создания нового черкасского моста и плотины. Началось большое строительство в 1957 году. Для разработки проекта было приглашено очень известное в то время общество «Мостопоезд-174». Эта организация занималась возведением мостов по всей территории СССР.

Высококвалифицированные специалисты немедленно принялись за дело.

Как усовершенствовали мост при строительстве дамбы в Черкассах

Первоначально специалистами «Мостопоезда» была разработана смета, разработка одного только проекта обошлась в 35 тысяч рублей. Стоимость строительства постоянно менялась, поэтому во сколько точно обошлось строительство сказать невозможно. Мост был очень длинным, потому постоянно дополнялся новыми металлическими конструкциями. Черкасские водолазы постоянно контролировали подводные роботы.

Конструкция моста имела десять пролетов, которые оценивались в 17 миллионов рублей, они были изготовлены на Днепропетровском заводе. Перевозились в Черкассы толкателями и понтонами. Конструкции для моста были настолько тяжелыми, что при транспортировке иногда случались аварии и десятки тонн металла оказывались под водой, большими усилиями приходилось их оттуда доставать. На строительство дамбы было направлено 60 самосвалов, ежедневно перевозивших почти две тысячи кубометров земли и песка, которые уплотнялись с помощью пяти бульдозеров. Также были задействованы скреперы и катки. Всего было перевезено более миллиона кубометров грунта.

На строительство дамбы было привлечено почти все взрослое население мужского пола города и области. Разнорабочий в те времена зарабатывал до 20 рублей в день. Строительство проходило в три смены, каждая из них насчитывала 8 бригад по 15 человек. К работе все относились с большой ответственностью. Конструкции для моста на берегу собирались, затем их устанавливали на бетонные опоры лебедками, а уже после этого мост соединяли воедино.

Железнодорожный путь сначала проходил по старому мосту, затем он был переброшен на новый мост. Старый мост подняли на 5 метров вверх, чтобы до воды было 15 метров, это нужно было для движения теплоходов по Днепру. Пока строилась дамба и мост, люди переправлялись на другой берег Днепра паромами.

После установки мост нужно было покрасить. Дело это было тоже непростым, красили его 100 маляров. По мнению партийного руководства, процесс этот проходил слишком медленно. Так происходило потому, что из-за повышенной влажности металл очень быстро покрывался ржавчиной, которая проникала через слой краски и рабочие перекрашивали мост несколько раз. Кстати, на открытии мост сиял как новая копейка.

Совместными усилиями работников «Мостопоезда» и местных черкасских рабочих мост наконец-то построили. В процессе создания использовались сверхсовременные технологии того периода. Мост защищен от проникновения и вредного воздействия различных веществ с помощью водонепроницаемых материалов. Через год после ввода моста в эксплуатацию, была создана плотина, простирающаяся до железной дороги на расстояние в 16 км. Рядом проходит железнодорожный путь и автодорога. Недалеко от путей раскинулось несколько островов с природными озерами, где любят рыбачить местные жители.

Реконструкция черкасского моста и дамбы

При разработке технической документации  времен СССР, был установлен максимальный срок эксплуатации черкасского моста на 50 лет, с учетом среднесуточной нагрузки в 4 тысячи машин, которая в наше время увеличилась почти втрое.

Согласно проверкам 2002 года, на мосту нужно было произвести замену 30 железобетонных плитопрогонных конструкций, восстановить детали железобетонного короба, который имеет функции барьера. Из-за отсутствия нужного финансирования капитальный ремонт произведен не был. Украина стала независимой, средств ни на что не хватало.

В настоящее время дамбу и мост через Днепр постоянно ремонтируют и восстанавливают, но это косметические ремонты. На период ремонта передвигаться по мосту можно только дважды в день. Это доставляет немало проблем при движении автомобильного транспорта между берегами. Бетонные плиты моста очень устаревшие, поэтому нуждаются в частичной замене, асфальтное покрытие находится в неподобающем состоянии. Сильные ливни размыли в двух местах нижнюю сторону дамбы. Как видим, нужно производить капитальный ремонт. Черкасское руководство имеет в планах восстановить плотину и мост полностью, но на все нужные средства, и не маленькие.

Черкасский мост и дамба – часть транспортных магистралей, уникальное и неповторимое изобретение человечества, важное сооружение, благодаря которому можно добраться до любой точки на карте. Но эти сооружения нуждаются в обновлении. Надеемся, что хроническая нехватка финансирования когда-то закончится, и ситуация изменится к лучшему.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.