Пятница, 24 мая, 2024

Как в Черкассах появились первые такси

В настоящее время невозможно представить полноценное функционирование города или села без такси. История возникновения такси в мире насчитывает не одно столетие и когда какой-то человек хочет сделать заказ в Черкассах или другом городе, он вряд ли задумывается над тем, какой путь пришлось пройти этому удобному виду транспорта, в истоках которого были телеги и кареты. Больше на cherkasy-future.com.ua.

Первые черкасские такси в виде карет

Первые такси в Черкассах появились в конце XVIII века. Это были кареты, перевозившие пассажиров за деньги. Такой вид транспорта был недешев, пользовались им обычно зажиточные черкащане. Бедный люд ходил по городу пешком, а в случае крайней необходимости использовал обычные повозки, запряженные волами.

Само понятие «карета» или «конный экипаж» имел вид закрытой 2-х или 4-х колесной повозки на рессорах, которая использовалась для перевозки людей или груза. Запряжена карета была одной или несколькими лошадьми. Человек, правивший экипажем, назывался извозчиком или кучером. Салон кареты был оснащен мягкими сиденьями, дверцы по обе стороны имели небольшие окошки, еще одно окно находилось напротив пассажирского сиденья для контактирования с извозчиком. Чтобы подняться в карету, нужно было откинуть подножку, которая располагалась под дверью — этим действом занимались извозчики. Обычно они сопровождали человека до кареты и помогали ему выйти. В сумерках по бокам кареты горели фонари. Выглядела карета очень красиво.

Извозчики для получения разрешения на право езды проходили особый осмотр кареты или телеги. За этим наблюдала городская управа. Также они должны были прилично выглядеть. Одевались извозчики в кафтан синего или черного цвета, на голове у них был низкий цилиндр с пряжкой, а на ногах высокие сапоги. Лошадь должна выглядеть здоровой, быть сытой и ухоженной. Карету заказывали в большинстве своем богачи для поездок на торжественные события, для посещения родственников, ездили целыми семьями в церковь, посещали базары и ярмарки.

Как выглядели первые черкасские дореволюционные автотакси и на какие уловками пользовались таксисты тех времен

Постепенно конные экипажи были вытеснены первыми автомобилями, очень напоминающими современные такси. Первые автомобили появились в Черкассах благодаря местной предпринимательнице Вильмине Цендерович. Она закупила за свой счет пять автомобилей, и большими усилиями ей удалось получить разрешение у городской думы на перевозку пассажиров. Также она арендовала местные конюшни, переоборудовала их под гаражи, там проходил ремонт и обслуживание автомобилей. Эти такси были предназначены для перевозки пассажиров по городу Черкассы и в ближние села. Машина имела откидную крышу, пассажирское сиденье было двухместным и очень удобным. Сам водитель сидел на мягком сидении с перилами и крепкой спинкой, возле него располагался сундук для багажа.

Стоимость проезда была не маленькой – от 1 до 2 рублей в час в зависимости от расстояния и ожидания. Высокая цена на поездки не пугала местных богачей, поэтому пользовались они этим видом транспорта с удовольствием.

Хитрые таксисты уже в те времена обманывали доверчивых пассажиров. Первые таксометры были оснащены счетчиками километража. Хотя таксометры и были на первый взгляд примитивными, водители уже тогда научились подкручивать их, взимая с клиента дополнительные деньги. Но иногда происходило и так, что таксометры очень часто выходили из строя — тогда уже сам таксист мог остаться без заработка. А еще они прибегали к уловкам – использовали днем ночной тариф. Состоятельные пассажиры в основном не следили за счетчиком, как следствие – переплата. Также таксисты устанавливали заграничные таксометры, которые измеряли расстояние в километрах, а не верстах, в результате чего клиент опять же платил больше. И напоследок – почти все таксисты намекали на чаевые, состоятельные черкащане никогда не отказывали им в удовольствии.

Большим спросом такси пользовалось у дачников, которые каждое лето приезжали отдыхать в Сосновку. Когда местные виды им надоедали, они отправлялись на прогулку в Черкассы. В городе было множество торговых лавок, где можно было купить продукты и изысканную одежду. А еще они любили посещать черкасский театр. Концерты заканчивались далеко за полночь, так что такси заказывали заранее.

Так продолжалось до начала революции. После революции господ не стало, буржуазные повадки начали истреблять. Мещанское такси, разумеется, к таким относилось. Да и не по карману оно было обычному люду. Второе дело – телеги с волами, а лучше, вообще, пешком.

В 20-е годы прошлого века в Украине царил НЭП, прекрасное время для изобретателей. Однако владельцы автомобилей драли с клиентов в три шкуры. Черкасские власти постановили – в прямом смысле слова – стать им поперек дороги. Государственные такси были дешевле частных, но просуществовали они недолго – исчезли, как и сам НЭП.

Возрождение автотакси в Черкассах после Второй мировой войны

Черкасское такси в период Второй мировой то восстанавливало свое функционирование, то наоборот, останавливало работу на неопределенный срок. По поручению власти одну часть машин законсервировали, вторую отправили на фронт. После окончания Великой Отечественной войны, автомобильные перевозки в виде такси постепенно возродились. Полноценно начало свою работу черкасское такси в начале 50-х годов прошлого столетия. В городе появился таксомоторный парк. По состоянию на 1970 год, таксомоторный парк города имел в употреблении 150 машин. Это были «Москвичи», «Запорожцы» и несколько «Волг». Несмотря на умеренные цены, поездка на такси в советское время считалась излишним расходованием средств.

Таксомоторный парк предоставлял информацию горожанам о том, как организована работа на автопредприятии. Из сообщений было понятно, что машину можно было заказать в таких населенных пунктах, как: Нечаевка, Вергуны, Медведовка, Мошны, Боровица, Чапаевка, Золотоноша и Смела. Вызвать машину можно было, позвонив по короткому номеру 2-22-72 или просто на улице, подняв руку. Но в таком случае шанс того, что таксист Вас «подберет» был невелик. Так происходило потому, что такси были оборудованы радиосвязью с диспетчерами и машина уже мчалась по определенному адресу, поэтому не могла подобрать голосующих. За рубежом, кстати, у такси вообще нет диспетчеров, они рассчитаны для подбора пассажиров на улице и работать по вызову не имеют права.

Цены на местное такси и правила его вызова в советское время

В советское время заказчики такси придерживались специальных норм и правил. Заказчик должен был сделать вызов не менее, чем за полчаса до оговоренного времени. Если заказ находился в соседних с Черкассами населенных пунктах, то нужно было позвонить за день до подачи машины, также необходимо было оплатить за эту услугу комиссионный сбор в сумме 30 копеек, а если заказ отменялся, то заказчик платил эту сумму в двойном размере. Если такси выехало по вызову, то оплатить нужно было по показателям таксометра, плюс 15 копеек стоила подача машины, 15 – за каждый километр маршрута и 60 копеек – за ожидание до 30 минут.

В основном черкасчане заказывали такси в порядке живой очереди на стоянках. Стоянки в Черкассах находились в наиболее населенных районах города: при железнодорожном вокзале, в аэропорту, на Центральном рынке, в районе проспекта Химиков, Речпорта, у парка 50-летия Октября. Машины с черными шашечками на кузове весело моргали зелеными огоньками, привлекая случайных прохожих. Приплачивать пассажирам приходилось и за багаж, и за ночные поездки, и за проезд в соседние села. Но были в те времена льготники, которые за поездку расплачивались отрывными талонами. Такие билеты на такси получали партийные рабочие тогдашних советских времен.

Черкасские таксисты были в основном приличными людьми. Любили пошутить в дороге, поговорить на серьезные темы, а как замечательно некоторые знали наш город. Но ведь в сфере такси, как и в торговле, были свои моменты в виде «левых» заработков и уловок, с помощью которых можно было обмануть как клиента, так и государство. Впрочем, не будем вдаваться в детали, ведь каждая эпоха имеет свою собственную, непохожую на предыдущие историю.

Роль такси сложно переоценить как сейчас, так и сто лет назад. Скорость, как следствие – экономия времени, доступность и безопасность – основные критерии, которых придерживаются службы такси, поэтому этим видом транспорта пользуются миллионы людей по всему миру. Такси – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.