Среда, 6 июля, 2022

История Юго-Западного микрорайона города Черкассы

В интернет-пространстве вы найдете кучу статей, посвященных самым популярным районам Черкасс: Центр, Таможня, Сосновка, Казбет и другие. Однако о лучшем районе города – Юго-Западном – к сожалению, найти почти ничего невозможно. Сегодня мы попытаемся исправить эту ситуацию.

Юго-Западный район (сокращенно – ПЗР) имеет не столько длительную, сколько насыщенную историю существования. То, с чего район начинался и то, как он выглядит сейчас – это выдающаяся заслуга наших предшественников. Не знать историю ПЗР, являясь коренным черкащанином, а еще хуже – жителем Юго-Западного, является одним из самых страшных грехов человечества.

Именно поэтому в предложенной статье на сайте cherkasy-future, несмотря на нехватку информационных источников, попробуем разобраться с тем, как происходило развитие ПЗР, а также узнаем несколько интересных фактов об этом микрорайоне. Итак, приятного чтения!

Начало истории Юго-Западного

Юго-Западный район – довольно молодой район города Черкассы. Его строительство было начато только в начале 1970-х годов. До этого времени на месте ПЗР были обычные поля, на которых росла пшеница. В кратчайшие сроки на их месте построили мощные градообразующие предприятия (Азот, ТЭЦ, Химреактивы, Машстрой и другие), а также большое количество жилых комплексов, в которых должны проживать рабочие с местных заводов.

Вообще ПЗР изначально планировался как спальный район, где будет комфортно жить тысячам жителей города. Юго-Западный строили в соответствии с идеей идеального социалистического городка: никаких архитектурных излишеств, очевидно, микрорайонная (а не квартальная) застройка, наличие вблизи больниц, парковых зон, школ, универмагов и прочего, а также развитая транспортная развязка.

Но почему создание нового района было перенесено, грубо говоря, на окраину? Почему нельзя было построить такой район в существующих рамках города, которые были до 70-х? Ответ довольно прост: потому что большая часть тогдашних Черкасс (наверное, только кроме центра) была заполнена частными секторами. Чтобы построить на их месте новый микрорайон, пришлось бы все эти частные дома просто сносить. Учитывая такие обстоятельства, около 50 лет назад было принято решение построить Юго-Западный район на окраине города.

Расцвет Юго-Западного района: главные факторы

Если на этапе проектирования микрорайон планировался как жилой массив для работников химических заводов, то в процессе строительства цель несколько изменилась. Настоящий расцвет Юго-Западного района начался с построением таких заводов, как Ротор, Завод телеграфной аппаратуры, Приборостроительный завод. Поговорим о них в отдельности.

«Ротор». Ранее предприятие называлось Заводом специального технического оборудования. Впоследствии название сменили на Ротор, а уже во времена независимости Украины на его месте расположился Черкасский автомобильный завод «Богдан». Предприятие занималось изготовлением роботов-манипуляторов и механизированных конвейерных линий. Особенность «Ротора» заключалась в том, что этот завод не имел отдельных помещений: все цеха находились под одной крышей. Предприятие ценилось вплоть до его закрытия, ведь там изготовлялись единственные в СССР станки для производства печатных плат.

Завод телеграфной аппаратуры. Был передовым заводом, который имел профессиональное, высокотехнологичное оборудование, точные программные станки, по которым работали специалисты со всех уголков не то, что Черкасс — Украина! Чаще всего на заводе производились изделия передачи данных, которыми пользовался весь Советский Союз. Также на ЗТА был отдельный производственный корпус, в котором разрабатывались засекреченные военные устройства, переходившие на нужды армии. Сейчас завод перестал функционировать, а его помещения находятся в запущенном положении.

Приборостроительный завод. История этого завода начинается с того, что в середине 1970-х в Черкассы приехала группа немецких специалистов, строивших газопровод Оренбург – западную границу СССР. Все необходимое оборудование, а также жилые помещения разместили по улице 30 лет Победы. Как только немцы завершили свое дело и покинули территорию предприятия – на его месте построили Приборостроительный завод, на котором работало большое количество черкащан.

Резюмируя, можно сказать, что залог расцвета ПЗР – это мощные предприятия, с которых район, собственно, и начинался.

Интересный факт о Юго-Западном районе

В 1984 году ПЗР мог навсегда потерять свое автохтонное название: решением горисполкома Юго-Западный переименовали в район «Победы». Такие изменения были связаны с завершением строительства Черкасского городского парка Победы. Однако в обиходе новое название не прижилось, а когда Советский Союз прекратил свое существование, микрорайону вернули его родное название «Юго-Западный».

Черкасский городской зоопарк

Весомый вклад в развитие Юго-Западного района был внесен благодаря построению местного зоопарка. Его история начиналась довольно скромно: раньше зоопарк был станцией юных натуралистов. Именно на территории этой станции размещался зооуголок, с которого все и началось. К концу 80-х годов зооуголок насчитывал всего несколько вольеров и с десяток животных. Затем благодаря решению Черкасского городского совета на месте зооуголка началось строительство городского зоопарка. С этого момента зоопарк постоянно развивается и каждый год принимает тысячи посетителей: как горожан, так и туристов.

Пока Черкасский городской зоопарк является одним из лучших в Украине и ежегодно получает награды в области урбанистики.

Выводы

Юго-Западный район является крайне важной частью постоянно развивающегося города Черкассы. Сегодня мы узнали о том, с чего ПЗР начинался, когда переживал лучшие времена, а также какие особенности район таит в себе. Жители микрорайона должны гордиться тем, где они проживают и знать историю родного края наизусть.

Если вы узнали хотя бы что-нибудь новое об истории Юго-Западного района, расскажите об этом своим друзьям и родственникам. Нам будет очень приятно!

Latest Posts