Среда, 6 июля, 2022

История самого известного местного транспорта Черкасс

Каждый город Украины имеет самый известный местный транспорт. Например, в Киеве или Харькове это метро; во Львове – трамвай; а если говорить именно о Черкассах, то здесь, безусловно, таким транспортом является троллейбус. Вообще, в теории урбанистики троллейбусы занимают 2 место по практичности среди всего общественного транспорта: уступают только трамваям. Поэтому, сообщает сайт cherkasy-future, важно развивать этот вид местного транспорта, чем наш город занимается уже более 60-ти лет.

Задача нас с вами, как коренных черкащан, знать о том, как же был создан тот транспорт, на котором мы каждый день добираемся до места работы, учебы или в любую другую точку города. Честно говоря, история возникновения и развития городского троллейбусного движения достаточно объемна, однако в предложенной статье попробуем в этой теме все же разобраться.

Возникновение первого троллейбусного маршрута в Черкассах

Как известно, любая городская инициатива должна начаться с принятия акта местными властями. Так случилось и в этот раз. 2 июня 1959 Черкасский областной совет подписал решение о создании проекта первой линии троллейбусного движения в городе Черкассы. Однако приступать к фактическому строительству никто не спешил: из бумаги в реальность план постройки первого троллейбусного маршрута перекочевал только через 6 лет.

Так, строительство черкасского троллейбусного парка было начато только в начале 1965 года. Впрочем, завершено оно было довольно быстро. Уже в ноябре того же года по Черкассам проехался первый троллейбус, а впоследствии была запущена полноценная линия троллейбусного движения.

Первый маршрут, под номером 2, соединял центр Черкасс с местной ТЭЦ, о которой вы, кстати, можете почитать по этой ССЫЛКЕ. (додайте сюди посилання зі статті про електрику, якщо так не можна — видаліть речення)

О первых черкасских троллейбусах

Так как местного завода «Богдан» еще не существовало, первые троллейбусы пришлось занимать у Одесского автосборочного завода (ОдАЗ). Первым троллейбусом, проехавшимся по черкасским улицам был ОдАЗ-695Т. Теперь поговорим о нем подробно.

ОдАЗ-695Т – это точная копия модели, которая собиралась на Львовском автобусном заводе и выглядела она так:

Фото: ЛАЗ-695Т, 1963 года выпуска

Однако львовский завод выпустил всего 10 единиц троллейбусов: производство почти сразу было перенесено в Киев. Там наш ЛАЗ-695Т назывался Киев-5ЛА и уже киевским заводом было выпущено 75 троллейбусов.

С увеличением дефицита общественного транспорта в городах Советского Союза (эта проблема касалась и Черкасс) возрастала необходимость и в повышении производственных мощностей. Именно поэтому к выпуску наших троллейбусов подключился известный вам Одесский автосборочный завод. Там производство пошло полным ходом: всего за 2 года – с 1963 по 1965 гг. – на ОдАЗ создали 476 единиц ОдАЗ-695Т. Некоторые из них были привезены в Черкассы и возили людей на протяжении десятилетий.

Интересно, что в Черкассах даже сейчас, 60 лет спустя, ОдАЗ-695Т продолжают иногда использовать в качестве вспомогательной техники! Обратите на это внимание, когда будете гулять по городу.

Если же говорить о технических характеристиках первого черкасского троллейбуса, то следует обратить внимание на:

1) Он мог развивать скорость до 50 км/ч;

2) Был легким и более дешевым в производстве, чем его предшественники;

3) Имел 2 главных недостатка:

— небольшой срок службы (до 8 лет), что, как мы выяснили, не совсем соответствует действительности,

— предусматривал мало пассажирских мест.

Как бы то ни было, троллейбус ОдАЗ-695Т навсегда вписан в историю Черкасс!

Городские троллейбусы во время СССР

В течение 1966-68 годов в Черкассы привозили троллейбусы, которые раньше обслуживали жителей Киева. Также активно строились линии контактных сетей и, как следствие, запускались все новые троллейбусные маршруты. Так, был проложен путь от Центра до Рафзавода – №1, от Центра до Железнодорожного вокзала – №3 и от Центра до Химкомбиката – №4. Часто прокладывались сети между крупнейшими черкасскими предприятиями: например, от ТЭЦ до Химкомбината.

В период с 1969 по 1975 годы в Черкассы приехали новые троллейбусы: ЗиУ-5 и ЗиУ-682. Это именно те троллейбусы, которые мы можем видеть в городе каждый день… Вдумайтесь в то, что им уже больше 50 лет, однако по частоте их используют наравне с новенькими, «богдановскими», троллейбусами. Это феноменально… Однако не только троллейбусы запомнились эти 5 лет: продолжилась тенденция построения новых сетей.

Дальше все проходило по тому же сценарию: открывались новые маршруты, перечислять которые смысла просто нет. Лучше остановиться на наибольших изменениях в троллейбусной сфере Черкасс за следующие 15 лет:

1) В 1975 г. было построено новое разворотное кольцо в ЮЗР;

2) В 1985 г. произошло открытие легендарного маршрута под номером 10. Троллейбус, как и сейчас, двигался с Речного вокзала до ул. Сумгаитской;

3) В 1986 г. было принято решение построить второе троллейбусное депо в городе.

На этом период СССР для наших троллейбусов завершается.

Черкасские троллейбусы во времена независимой Украины

За первые годы независимости черкасский троллейбусный парк пополнился такими единицами техники как троллейбусы ЗиУ-683Б и К-11у. Изменения произошли и во внутренней системе общественных троллейбусов: появилась должность кондуктора. Ранее, при СССР, пассажиры пробивали талончики в специальных аппаратах, которые размещались в каждом троллейбусе. Проверкой «зайцев» занимались контроллеры, которые могли в любой момент зайти в ваш троллейбус и посмотреть есть ли у вас талончик. С 1995 все изменилось.

27.04.2000 года Черкасское троллейбусное управление сменило название на известное всем черкащанам «Черкассыэлектротранс».

В последующие годы все шло своим темпом: прокладывались новые троллейбусные маршруты, завод «Богдан» начал производить троллейбусы для Черкасс, а стоимость проезда постоянно росла.

Выводы

Вот такой предстает перед нами история черкасских троллейбусов. По нашему мнению, каждый коренной гражданин должен знать путь становления популярного общественного транспорта Черкасс. Это расширяет понимание города, а также позволяет по-новому взглянуть на местный транспорт.

Latest Posts