Пятница, 12 августа, 2022

История черкасского автовокзала: как приходят в упадок гиганты

Черкасский автовокзал был когда-то одним из самых лучших и передовых в Украине. Второй по размеру после автовокзала города Днепр. Но, хотя он и имел современный дизайн того времени, был одним из самых комфортных в Украине, использовал автобусные сообщения и большой пассажирооборот. Однако в полную мощность он не работал за все время своей эксплуатации. Рассказываем историю построения, развития и упадка автовокзала Черкасс в нашем материале на сайте cherkasy-future.

Путевое сообщение черкасского края

Черкасская область в 1955 году насчитывала двадцать районов Киевской, шесть районов Полтавской, два района Кировоградской и одного Винницкой областей. Все эти районы сформировали в целом районы столичной области, поэтому путевое сообщение Черкасщины имело достаточно развитую инфраструктуру. Дороги с жестким покрытием насчитывали длину около 800 км. В настоящее время в 15 раз больше, но по качеству столько как и в те времена. В 1958 году в Черкассах появилось прямое автобусное сообщение со всеми районными центрами. За четыре года было проложено еще около 500 км асфальтовых дорог. Так до столицы можно было доехать рейсовыми автобусами не только из Черкасс, но и из Умани, Буков, Корсуня, Звенигородки, Жашкова. Автовокзал расположен при железнодорожном вокзале и полностью справлялся с пассажиропотоком.

Проходили годы. Самыми популярными автобусами в 1970 были венгерские «Икарусы» и автобусы отечественного производства на путях междугородного и пригородного автосообщения. Суточное количество пассажироперевозок постоянно увеличивалось и автостанция со временем стала маловата, поэтому городу нужен был новый автовокзал, значительно больше. Черкасский филиал института «Гипрогражданпромстрой» спроектировал новый городской автопорт, как и когда-то его предшественник, имел новый дизайнерский замысел в архитектурном воспроизведении пассажирских перевозок.

Многофункциональность нового автовокзала

Новое помещение автовокзала, построенное в 1985 году, коренным образом отличалось по размеру и формам. Современный дизайн, классические формы, монолитные материалы, минимализм во всем, зато все необходимое, высокофункциональное, просторное, созданное для комфорта пассажиров. Замысел архитекторов воплотили неутомимые работники треста «Черкассыхимстрой» и генподрядчики СМУ-27. Черкасский автовокзал стал одним из самых комфортабельных в Украине. Торжественное открытие автовокзала состоялось в феврале 1985 года, самый первый его рейс был «Черкассы-Киев». Территория черкасского автовокзала оборудована крытыми платформами, имела удобные кресла для ожидания, насчитывала 18 касс, 3 газетных киоска. Также функционировали комнаты отдыха водителей, комната матери и ребенка, камера хранения, небольшой отель, аптека, парикмахерская, таксофоны городские и междугородные. Билеты можно было заказать по телефону. Черкасский автовокзал географически находится в самом центре нашей страны. Все эти удобства могли бы обеспечить самый большой в стране трафик. В начале эксплуатации автовокзал был рассчитан на прием около 9 тысяч пассажиров, которые прибывали и отбывали 250 рейсами на 120 маршрутах.

Кризис в Украине 1990-х годов

В те времена страна переживала экономический кризис, финансирование в госсекторе значительно сократилось, почти везде начался упадок. Не обошло это и автовокзал. Стремительно начали появляться частные перевозчики, между которыми начались настоящие войны за маршруты, пассажиров, высококвалифицированных водителей, парковочные места. Те так называемые автостанции не имели каких-либо удобств и даже билетных касс. Поэтому очень жалко, что автопорт с такими возможностями так и не профункционировал на полную мощность.

Сейчас Черкасский автовокзал принадлежит акционерному обществу «Черкасское областное предприятие автобусных станций». Автовокзал находится в крайне заброшенном состоянии, оказался под угрозой закрытия. Начиная с 2016 года предприятие понесло до 125 тысяч гривен убытков, а пассажиропоток уменьшился на 15%. Предприятию принадлежат 24 автобусных станций в Черкасской области. Они обслуживают около 480 пригородных, междугородных и межобластных маршрутов. Все эти станции нуждаются в ремонте.

Последствия неконкурентоспособности автовокзала

Сейчас помещения Черкасского автовокзала находятся в ужасном состоянии, частично сдаются в аренду предпринимателям. Часть помещений арендует частная охранная компания и шиномонтаж. А с 2018 года часть помещения арендовал мебельный магазин.

Началось безжалостное уничтожение редких фресок, созданных черкасскими художниками при строительстве автовокзала. Эти вандалы арендаторы прибили тумбочки и полки прямо на уникальные фрески ручной работы, это просто ужасно!!! Возмущению просто нет предела!!! Это монументальное искусство двадцатого столетия, наследие нашим потомкам, которое сейчас уничтожается из-за безразличия и низкой культуры отдельных персон.

Эти фрески, эта красота создавалась, чтобы дети и взрослые могли любоваться искусством не только на выставках и музеях, но и в публичных местах. Чтобы доступ к прекрасному был повсюду. Автор фресок мог бы подать в суд за повреждение произведений искусства. Поэтому арендаторам нужно задуматься над своим поведением и демонтировать свою мебель из фресок. Автовокзал частный и как-то повлиять на директора автовокзала не удается. По его словам-арендаторы ведут хозяйственную деятельность, как хотят, делают что хотят, это их выбор. На какое время заключен договор аренды, неизвестно.

Черкасский автовокзал нуждается в капитальном ремонте. Очень хотелось провести реконструкцию автовокзала как снаружи, так и изнутри, но не меняя его внешний вид. То есть не перестраивать его заново, а просто модернизировать, усовершенствовать стилистику помещения. Это ведь история Черкасщины, ее культурное наследие. Дизайн хотелось бы сделать современным и ярким. Улучшить зоны ожидания и отдыха, оборудовать автовокзал бесплатным интернетом, восстановить отель для пассажиров, аптеку, чтобы путешествия и ожидания были максимально комфортными и безопасными. Нужно развивать отрасль автобусных перевозок, улучшать качество предоставления услуг.

Для развития экономики Украины немаловажную роль играет черкасский автовокзал. Развитая транспортная система соединяет периферию с центральными городами. Автовокзал, как бы тяжело ни было, функционирует и приносит пользу пассажирам, хотя нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Сегодня черкасский вокзал ежедневно обслуживает около 250 пассажиров, в рейсы отходят каждый день от 60 до 130 автобусов. С автовокзала автобусы отправляются во все области по Украине. Но он работает не круглосуточно. С 19 по 05-30 вокзал не работает. Билеты можно купить как на самой станции в кассе, так и онлайн. Наиболее востребованные маршруты проходят по таким городам как Монастырище, Умань, Корсунь, Звенигородка, Жашков, Полтава, Днепр, Лысянка, Кировоград, Драбов, Переяслав-Хмельницкий, Канев, Винница, Ватутино, Моринцы, Сегединцы, Комаровка, Кривой Рог, Харьков, , Миргород,Чернигов, Чигирин, Маньковка, Новоархангельск, Кононовка, Потоки, Колодисто, Киев.

Надеемся, что эта статья была для вас интересной.

Latest Posts