Черкассы — город на берегу Днепра. Таким все знают этот областной центр Украины. Как сложилась судьба речного судоходства в городе и насколько активно развивается эта сфера экономической деятельности в регионе — детальнее в нашем материале на сайте cherkasy-future.
Кое-что из истории речного транспорта
Со времени основания города, Черкассы были портовым центром страны, поэтому люди пытались селиться поближе к реке. В течение 19-20 вв. в городе активно развивалось паровое и тепловое судоходство.
Черкассы были важным промежуточным пунктом – через город перевозили древесину на юг Украины. Активное развитие судоходства стало одним из основных факторов популяризации региона и процветания промышленности в этой местности.
Однако со временем судоходство региона пришло в упадок, начали развиваться другие сферы деятельности и постепенно это направление перестает использоваться. Этому способствовали разные факторы и, как результат, – речной вокзал перестал выполнять свои прямые функции.
Воспоминания горожан
Местный историк, житель Черкасс, Михаил Сиволап, часто вспоминает, какими были поездки в Киев из Черкасс по Днепру. По его словам, эти ощущения невозможно передать, их стоит испытать на себе.
Тогда поездка в столицу длилась 5 часов, однако это время шло очень быстро. На протяжении всей дороги можно было созерцать невероятную красоту просто завораживающих пейзажей украинского края. А еще черкасский историк вспоминает швартовку в портах, свежий днепровский бриз, шлюзование в Каневе. К слову, тогда поездка по Днепру стоила несколько дороже, чем автобусом, но оно того стоило.
Другой житель Черкасс, психолог и бывший участник АТО Владимир Мамалыга также вспоминает свои юношеские годы с поездками по Днепру. В начале 80-х он учился в Каневе, поэтому часто курсировал в Черкассы по Днепру. В последний раз он попал на рейс в Черкассы в 1996 году. После этого, через некоторое время, речные рейсы были прекращены.
Изменения современности
Вплоть до 2010 года вопрос об использовании речпорта не возникал. Только в 2010 году здесь начал работу центр по организации туристических прогулочных поездок на теплоходе. Такой вариант развития судоходства явно не произвел фурор у местного населения, но определенные изменения все же произошли.
Маршрут теплохода составляет поездку к черкасской дамбе и обратно, со временем в пути около 1-1,5 часа. Вечерние разовые поездки более длительные, они составляют 2,5 часа в пути.
Тогда же, в 2010 году тогдашним мэром Черкасс Сергеем Одаричем было запланировано развитие островного туризма: планировалось проводить рейсы на острова Днепра вблизи Черкасс. Также тогда в планах главы города было развитие транзитных пассажирских перевозок. Однако эти две довольно-таки неплохие идеи остались лишь неосуществленными планами руководства тех времен.
Грузовые перевозки
Приветливые предприниматели Черкасс в 2019 году выступили с идеей возрождения грузовых перевозок по Днепру. Черкасские бизнесмены проявили инициативу в создании элеватора на базе речпорта города. В частности, этим планировала заниматься фирма Посейдон. Они даже начали строить элеваторную подстанцию, но через некоторое время передали ее в собственность агрофирме «Сила земли».
На одном из этапов строительства местными властями было опубликовано заявление о незаконности каких-либо действий, ведь компания не имеет официального разрешения на строительство. Поэтому пришлось приостановить все работы и на сегодняшний день этот проект заморожен на неопределенный срок.
Возможны ли изменения?
Остается надеяться, что со временем местные власти все-таки станут работать на благо города и возродят все забытые и незавершенные проекты. Поэтому надеемся, что речной порт Черкасс заработает и будет принимать гостей из разных уголков Украины.