Пятница, 12 августа, 2022

Святые места региона: от Богдановой церкви до могилы рабби Нахмана

Религия одна из ключевых составляющих культуры. Для украинских земель она имеет особое значение, ведь именно вера в Бога помогала веками справляться людям с тяготами, выпавшими на их долю. А тягот таковых было не мало. Взять хотя бы период монгольской навалы, ставшей настоящей чумой своего времени и оставившей страшный след на психологическом сознании нашего народа. Потому, сообщает сайт cherkasy-future, религиозные объекты всегда были и будут местами силы духа. 

 А с учетом того, что Черкассам вот уже свыше 700 лет, то не удивительно, что она полна старинных святынь и памятников религиозного происхождения. На территории Черкасской  области расположены воистину уникальные религиозные сооружения, имевшие то или иное отношение к выдающимся личностям украинской истории. Черкасский край полон мест для исследований и буквально наполнен историей.

Потому к вашему вниманию несколько святынь Черкащины, которые просто нельзя оставить без внимания.

Свято-Троицкий Мотронинский монастырь

В Чигиринском районе, близ села Мельники, на территории скифского мотронинского городища стоит Свято-Троицкий Мотронинский монастырь. История об основании монастыря больше похожа на легенду, скрытую где-то в глубине веков и искаженная пересказами. Но по одной из главных версий, Мотронинский монастырь был основан кем-то из князей из рода Глинских, которые в период 1495-1637 годов владели этими землями.

Род этот литовский, ныне уже давно угасший, но по своему загадочный. Неизвестно его точное происхождение: то ли он из ордынских, то ли из ольговичей. Историки пока так и не разобрались. Но точно о них известно, что Глинские однажды решились поднять мятеж в Литве и успехом он не увенчался. Закончилось дело бегством на службу в Москву. И там одна из представительниц этого рода сыграла свою роковую роль – Елена Глинская стала женой князя Василия III. И в этом браке родился мальчик по имени Иван, который во взрослом возрасте обретет титул Грозного. И станет Грозный одним из самых кровавых русских правителей в её истории.

И вероятно именно этот род и дал Черкасчине Свято-Троицкий Мотронинский монастырь. Первое сведение о нем относится к 1568 году. Известно, что в то время иноки образовали скит и просили митрополита Иону III Протасовича позволить проводить богослужения в часовне монастыря. Касался судьбы монастыря и гетман Петро Конашевич Сагайдачный, утвердивший за ним земельное владение. И гетман Дорошенко. Что говорит о большом значении его, ведь люди такого масштаба не занимались бы судьбой чего-то мало значимого.

Был монастырь красив и богат, да был разрушен в 1677-1678 годах во время турецких набегов. Но уже в 1685 он возвратится вновь и получит благословение митрополита киевского Гедеона на каплицу и церковь в вечных пещерах.

Жаботинский Свято-Онуфриевский монастырь

Неподалеку от села Чубовка Черкасской области, в урочище Ветрянная Гора, рядом с рекой Жаботинкой расположен уникальный Жаботинский Свято-Онуфриевский монастырь. Ему досталось имя одного из популярных святых в украинской иконописи  XVII-XVIII веков, имя «отшельника» Преподобного Онуфрия Великого.

Жизнеописание этого святого гласит о том, что жил он в пустыне в полном одиночестве целых 60 лет. При том, что родился в Персии и был он сыном перского царя, отдавшего его еще во младенчестве в монастырь. Там мальчик Онуфрий и узнал от старцев о пустынниках, захотел им подражать и в итоге тайно проник в Фиваидскую пустыню, что на территории нынешнего Египта.

Точное время основания Свято-Онуфриевского монастыря также неизвестно, но остались в истории свидетельства о том, что в 1706 году киевский митрополит Варлаам просил для него поддержки у великого гетмана Ивана Мазепы. Что говорит о том, что уже к тому часу монастырь сыскал определенную славу и величие. Ибо не мог митрополит просить помощи у гетмана за мало значимый религиозный объект.

Издавна в монастыре хранилось две чудотворных иконы: Успения Божией Матери и, что не удивительно, преподобного Онуфрия Великого. Была при нем в давние времена и школа грамотности. И даже школа иконописи. В 1928 году монастырь был закрыт большевиками. Но в 1993 вновь возрожден. С тех пор не прекращается служба его.

Ильинская церковь

В селе Суботов, что в Черкасской области, есть Ильинская церковь, больше известная в народе как церковь-усыпальница семьи гетмана Богдана Хмельницкого. И дата её основания известна очень хорошо: была построена в 1653 год по приказу Богдана Хмельницкого как родовая церковь-усыпальница для его рода.

Церковь была спроектирована и построена в стиле раннего украинского барокко, сложена с камня и кирпича. Фасады здания закреплены пилястрами. Фасад венчает карниз, фриз и подфризованный валик. Церковь невелика в размерах – длинна 23 метра, ширина 14, 08 метра, высота стен 7, 35 метра, а их толщина – 1,8 метра.

Когда в 1657 году Богдана Хмельницкого не стало, его похоронили в Ильинской церкви, у алтаря. Однако, и тут не все так просто. Не обошлось без загадок. Археологические исследования, которые проводились в 70-х годах прошлого века показали, что ни тела, ни гроба Хмельницкого на месте захоронения нет, а почва в этом месте неоднократно была перекопана! Собственно, споры о том, где же захоронен гетман Войска Запорожского не утихают и по сей день. По основной версии так и было: захоронили в Суботове, там, где Богдан и завещал, но прах его был украден. А кем? Куда? Зачем? Ответа ни на один из этих вопросов историки пока не знают. Да и узнают ли?

Советская власть имела наглость осквернить это место, устроив там сперва клуб, а затем склад. О великом значении церкви вспомнили лишь после Второй мировой войны, тогда был открыт музей  Богдана Хмельницкого.  Бывал в этой церкви и кобзарь, Тарас Шевченко приезжал в Суботов в июле 1845 года и церковь настолько поразила его, что он написал рисунок «Богданова церковь в Суботове». В 1978 году церковь пережила реставрацию, а возврат религиозной общине ожидал её лишь в в 1990, в том же году был восстановлен согласно фотографии 1888 года и иконостас.

Могила Раввина Нахмана Бреславского

Да, уманчане не могут быть равнодушны к Рош Ха-Шана, ибо ежегодно в Умань приезжают  тысячи хасидов. А все ради того, чтобы совершить паломничество к месту захоронения рабби Нахмана, который в хасидской культуре является личностью культовой и поистине уникальной. А что еще более удивительно, так это то, что Украина стала вечным домом для такого деятеля как рабби Нахман.

С 1991 года место его захоронения имеет статус историко-культурного центра. Хасиды даже выкупили землю, на которой захоронен рабби Нахман. Что любопытно, первый президент Украины Леонид Кравчук даже давал добро на то, чтобы останки святого были перемещены в Израиль, но воспротивились хасиды… Оказалось, такое решение идет в разрез с завещанием рабби Нахмана. Что еще более удивительно, в 1996 году два молодых израильтянина пытались похитить останки Нахмана, чтобы перезахоронить их потом в Иерусалиме. Но не судьба – украинские милиционеры предотвратили эту кражу века. Его останки так и остались в Умане. И теперь сюда едут ежегодно, по разным оценкам, до 30-35 тысяч хасидов, чтобы совершать свои паломничества.

Latest Posts