Пятница, 12 августа, 2022

Братья Касяненко: черкащане, придумавшие первый самолет

Черкасская область — место, где рождаются выдающиеся ученые, художники и другие деятели, которые чеканят историю как Украины, так и нашего родного края. Очевидно, что такие деятели должны оставлять после себя определенное наследие, которое будет считаться достоянием всего человечества.

Так, двадцатый век подарил нам ряд открытий (например, мирный атом, электронные деньги, первый самолет, вертолет и так далее), которыми люди по всему миру пользуются и сейчас. Этот век можно назвать временем открытий и на территории нашего края.

В этой статье на сайте cherkasy-future поговорим о братьях-черкащанах, которые сконструировали первый в стране самолет и сумели поднять его в воздух.

Кто же эти Касяненко?

Иван Касяненко

Возможно, кто-то из вас уже слышал о братьях Касяненко, но знали ли вы, что на самом деле их было не трое, а четверо? Имена, отраженные в исторической памяти: Адрий — старший, Иван и Евгений. Забытый брат – Григорий, однако зря забыт, ведь он тоже жить не мог без авиадела!

Каждый из этих братьев, от мальчика, только и мечтающего о небе, вырос настоящего мастера своей отрасли.

Сейчас до сих пор ведутся споры откуда родом мужчины, однако множество доказательств указывает на Киевщину, городок Иванков. Но точно можем сказать, что их принес аист, перед этим разделившись секретами полетов. Место происхождения авиаконструкторов нам известно благодаря памяти живущего в тех краях народа.

Тем не менее жизнь привела ребят в Черкасскую область. Там они провели школьную жизнь.

Студенческую жизнь они встретили на Киевщине, куда поочередно подались на обучение в КПИ. Григорий немного изменил вектор и поступил в Университет святого Владимира.

Как хобби братьев переплелось с делом всей жизни

Андрей Касяненко

Почему молодые энтузиасты так стихийно подались к стенам политехнического института (КПИ). На самом деле это не зря, ведь кроме профессий, которые они начали приобретать, братья воспользовались еще одним преимуществом этого учебного заведения — новообразованная воздухоплавательная секция, отделившаяся из существующего механического кружка. Впрочем, полностью отделиться ей удалось только в 1908 году, а там в свою очередь начали организовываться еще четыре направления: вертолеты, орнитоптеры, двигатели и аэропланы. Двое из братьев Касяненко (а именно Андрей и Евгений) оказали такое большое влияние на секцию, что впоследствии стали их председателями.

С конца первого десятилетия 20 века кружок набрал невиданных оборотов: смог собрать полно энтузиастов и специалистов в сфере полетов, а также построить собственный аэродром на окраинах Киева; Также важно то, что кружок вышел далеко за пределы университета и даже города, лекции по которому читали и наши герои рассказа.

Однако все мы понимаем, что болтовня и теоретические знания это не так интересно и мотивирующее как подлинное желание конструировать и реализовывать свои проекты в жизнь. Поэтому всей семьей Касяненко принялись конструировать. Они не смешались с толпой и строили самолеты по собственным индивидуальным идеям, которые по их мнению будут давать самолетам более хорошие летательные характеристики.

Как братья Касяненко построили первый в Украине самолет

Братья Касяненко давно разрабатывали схемы и чертежи, подбирали необходимые материалы, чтобы реализовать давнюю мечту человечества — почувствовать себя птицами, поднявшись в небо. Работы над первым прототипом самолета были завершены в августе 1910 года. Тогда же аппарат был впервые поднят в воздух, что позволяет называть братьев изобретателями первого в Украине самолета. Однако с маленьким уточнением.

Если подробно изучать хронологию появления прототипов самолетов на территории Украины, то вариант от Касяненко был третьим, однако проектируемым независимо от двух предыдущих. Например, первый самолет на территории всей Российской империи – Кудашев-1 – был создан профессором Киевского политехнического института Александром Кудашевым за 3 месяца до полета Касяненко. Так как на момент августа 1910 г. братья Касяненко о самолете Кудашева не знали и действовали автономно, они также заслуживают статуса изобретателей.

Возвращаясь к основной теме статьи, поговорим о процессе построения первого самолета Касяненко. Так как в те далекие годы подобные начинания никем не спонсировались, братьям не хватало финансового ресурса. Здесь на помощь пришел собственный отец, хоть в начале и относившийся скептически к увлечению ребят, однако теперь, уверившись в том, что это может стать делом всей жизни для его сыновей, охотно уложился в этот проект.

Самолет братья начали строить летом во время своего отдыха в нашем родном городе – Черкассах. По чертежу самолет можно было охарактеризовать как биплан. Материалы, которые использовались при построении самолета: дерево, бамбук и холст – и все! Никаких вам хитрых устройств или тонн железа. Конечно, кроме двигателя под названием «Анзани», взятого у французов — он размещался за креслом пилота. Также в «салоне» этого летательного аппарата было два руля: первый отвечал за высоту, второй — за направление самолета. В общем, конструкция была бесхитростна, однако на тот момент она была настоящим научным прорывом.

Первый полет первого самолета братьев Касененко

Когда все чертежи совпадали с параметрами самолета, который удалось собрать братьям, пришло время самой интересной части работы – испытание в воздухе. Старт испытаний был назначен на последний день лета – на 31 августа. Так как ни у одного из братьев не было образования летчиков (что не удивительно), за рулем самолета приходилось импровизировать. Однако перед этим было необходимо выяснить, кто же братьев получит возможность сесть за руль самолета первым. Очевидно, никто не желал уступать и потому было принято решение провести жеребьевку. Как оно происходило нам неизвестно, однако тогда выиграл именно Евгений.

Євгений Касяненко

Первый полет можно смело охарактеризовать как успешный. После довольно короткого пробега Евгению удалось оторвать летательный аппарат от земной поверхности. В таком положении самолет вместе с кормчей продержался в воздухе ни больше ни меньше 4 секунды. Тогда удалось достичь высоты в целых 3 метра, а в длину самолет сумел пролететь несколько десятков метров – скорость поражала.

После такого успеха Евгений решил продолжать попытки, однако в определенный момент потерпел неудачу. Дело в том, что, как мы уже упоминали, у Евгения не было достаточного опыта в управлении самолетами. Это привело к тому, что во время одного из полетов, Евгений наклонил летательный аппарат слишком сильно – настолько, что он мог вот-вот перевернуться. Пришлось выполнять аварийную посадку, прошедшую достаточно жестко. В результате аварии Евгений сломал ногу, а самолет был серьезно поврежден. Несмотря на это, братья были довольны проделанной работой, ведь их главная цель – подняться в воздух – наконец была достигнута.

Другие попытки братьев

Так как предыдущий экземпляр, в сущности, разбился и не был пригоден ни к полетам, ни к ремонту, братья решили создать новый вариант собственного самолета. Он получил название “Касяненко-1бис” и был протестирован в наших Черкассах в далеком 1911 году. К сожалению братьев, этот вариант самолета не имел каких-то существенных преимуществ над своим прототипом и именно поэтому Касяненко решили разработать еще один вариант аэроплана.

«Касяненко-3» являлся живым воплощением ведущих конструкторских идей в области самолетостроения. Главным отличием 3 версии самолета была возможность смены траектории полета без существенных перекосов – раньше о таком даже и не задумывались.

Так братья Касяненко вписались в историю не только Черкасс, но и всего мира!

Latest Posts